Рисунок1.jpg    
 Рисунок2.png  
    Рисунок1.png   qN8tOzJXzzY.jpg 

kisspng-oregon-service-clip-art-home-icon-5acf3eab3f6a30.0071308715235314352598.jpg398017, г.Липецк, ул. 9-го мая, д.20

23173-6-phone.png (4742) 43-17-25 

Email_Icon-Org2x.png  e-mail: Razvitie-48@mail.ru

Центр дополнительного образования Липецкой области


 

В Архангельск прибыл первый английский конвой с военными грузами

В Архангельск прибыл первый английский конвой с военными грузами

В Архангельск прибыл первый английский конвой с военными грузами

С началом войны против Советского Союза, гитлеровское руководство рассчитывало на политическую изоляцию нашей страны, однако уже 12 июля 1941 г. между Великобританией и СССР было подписано соглашение о совместных действиях в войне против Германии. На состоявшейся в Москве 29 сентября – 1 октября конференции представителей СССР, Великобритании и США были приняты решения о предоставлении Советскому Союзу помощи вооружением и стратегическими материалами и наших поставках в США и Англию сырья для военного производства.

Существовавшая в годы войны система передачи со стороны США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, транспортных средств, промышленного оборудования, нефтепродуктов, сырья, продовольствия, информации и услуг, необходимых для ведения войны, странам – союзницам по антигитлеровской коалиции 1941–1945 гг. Ленд-лиз от англ. lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду была придумана президентом США Ф. Рузвельтом, стремившимся оказать поддержку государствам, подвергшимся нападению германских и японских агрессоров. Закон о ленд-лизе принят Конгрессом США 11 марта 1941 г. Срок действия его неоднократно продлевался и распространялся не только на период войны, но и на первые послевоенные годы. Закон заработал сразу после его принятия. На 30 июня 1945 г. соглашения о поставках по ленд-лизу были подписаны США с 35 странами. В ответ на поступавшие в СССР вооружение и другие грузы союзники получили 300 тыс. тонн хромовой руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, значительное количество платины, золота, леса и т.д. Расчеты с США за поставленные в ходе войны товары Россия завершила только в 2006 г.

Двадцать второго июня 1941 года Англия издала вздох облегчения…
Многие из англичан не сомневались тогда, что Гитлер победит. Однако русские выдержали первое, самое тяжкое, испытание «блицем». Тогда же (почти с первых дней войны) и возник вопрос об открытии второго фронта в Европе!

Самые короткие пути поставок в СССР через Чёрное и Балтийское моря были блокированы противником. Оставались только три пути: северный, тихоокеанский и иранский. Относительно безопасным был только тихоокеанский, однако переход по нему занимал 18—20 суток, после чего грузы по железной дороге нужно было везти через всю территорию СССР. Кроме того, после вступления в войну Японии доставкой грузов по этому пути могли заниматься только советские суда, которые, несмотря на нейтралитет СССР, подвергались нападениям японцев. Ещё более длительным был путь через Иран: суда из Нью-Йорка через мыс Доброй Надежды шли 75 суток, затем грузы приходилось везти по территории Ирана и через юг СССР. Самым коротким из доступных был путь из Великобритании вокруг оккупированной немцами Норвегии, составлявший 1800—2000 миль, на преодоление которых требовалось 10—14 суток.

После вступления в войну СССР был сформирован первый арктический конвой из семи транспортов (шесть грузовых пароходов и один танкер вспомогательного флота).
Официально конвой не получил буквенной литеры PQ, но в литературе и СМИ встречаются упоминания об этом конвое под литерами с номером PQ-0.

12 августа 1941 года, конвой вышел из порта Ливерпуль (Англия), в направлении Скапа-Флоу (Оркнейские острова), 16 августа прибыв в Хвалфьордур (Исландия), для заправки топливом. После короткой остановки в Хвалфьордуре, 21 августа 1941 года конвой направился в Архангельск. Не обнаруженный немецкой воздушной разведкой, конвой без потерь прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года.
Конвой состоял из пяти английских судов и одного голландского судна, загруженных стратегически важным сырьём (10 000 тонн каучука, 1 500 тонн форменных ботинок, олово, шерсть и множество другого инвентаря и оборудования) и военной техникой (3 800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн», в разобранном состоянии), а также одного вспомогательного судна «Олдерсдейл», загруженного топливом.

В качестве охранения шли 2 тяжелых крейсера, 5 эсминцев, 3 корвета, 3 тральщика и 2 авианосца. Весь конвой в полном составе прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года.

По северному маршруту с июля по декабрь 1941 года в СССР было доставлено 154 000 тонн грузов из общего количества 360 778 тонн, что составило более 40 %. Первое время маршрут был сравнительно безопасным. С сентября по декабрь 1941 года в составе 7 конвоев серии PQ без единой потери было проведено 53 судна, доставившие 750 танков, 800 самолётов, 2300 автомобилей и более 100 000 тонн других грузов. Первым конвоем, подвергнувшимся атакам подводных лодок, стал PQ-7A. 2 января 1942 года подводной лодкой U-134 был потоплен британский транспорт «Вазиристан». Все последующие арктические конвои подвергались атакам немецких подводных лодок и авиации. К февралю 1942 года в составе 12 конвоев было проведено 93 судна и одно потеряно. Первые потери в Арктике понесли и ВМС Великобритании. 17 января 1942 года при проводке конвоя PQ-8 в результате атаки подводной лодки U-454 был потоплен эсминец HMS «Matabele».

Вскоре после этого возникли конвои с индексацией РQ и QP, а неспособность (или нежелание) немцев на тот момент воспрепятствовать движению караванов привела к снижению численности сил сопровождения до одного крейсера и двух эсминцев. Аббревиатура PQ (и QP соответственно) появилась от имени английского офицера П. К. Эдвардса (P. Q. Edwards), занимавшегося конвоями.

С наступлением темного периода полярной ночи движение арктических караванов стало набирать темпы, немцы же не вмешивались, так что к началу февраля 1942 г. из 93 судов в 12 отправленных в северном направлении РQ до цели добрались все, за исключением одного, потопленного подводной лодкой. Когда в марте 1942 г. светлый период суток стал продолжительнее. РQ12 и QP8 едва избежали встречи с недавно переброшенным на север линкором Кригсмарине (ВМФ Германии) «Тирпицем» и действовавшими во взаимодействии с ним эсминцами.

По мере того как в 1941 г. увеличивалось количество конвоев в Арктике, немецкому ВМФ пришлось передислоцировать подводные лодки, занятые на главном участке морской войны - в кампании в Атлантике - и направлять их для действий вблизи берегов Норвегии, где им оказывали поддержку силы Люфтваффе. Положение круто изменилось в 1944 г., когда в более крупные конвои стали включаться даже эскортные авианосцы.

british_tanks_1939-45_h14786-9acf5ceadb8c4611bee2828e4a310f56.jpg

Конвои PQ
PQ-1 Конвой состоял из 10 торговых судов загруженных стратегическим сырьем (20 танками и 193 истребителями Hawker Hurricane, разобранных и упакованных в ящики) и одного вспомогательного судна RFA Black Ranger (A163), загруженного топливом.
PQ-2 Конвой, вышедший из Скапа-Флоу состоял из 6 грузовых судов. Его сопровождали крейсер, 2 эсминца и 5 тральщиков военно-морского флота Великобритании.
PQ -3 В состав входило 8 грузовых судов. Его сопровождали крейсер и 1 эсминец. 22 ноября 1941 года он прибыл в Архангельск. Одно торговое судно вернулось в Исландию, получив от столкновения со льдом повреждения, другие благополучно дошли.
PQ-4 В состав входило 8 грузовых судов (четыре британских и четыре советских). Его сопровождали крейсер и 2 эсминца, два тральщика и два вооруженных траулера. Конвой достиг своего места назначения в полном составе.
PQ-5 В состав входило 7 грузовых судов. Его сопровождали крейсер и 4 тральщика. Конвой достиг своего места назначения в полном составе.
PQ-6 В состав входило 8 грузовых судов. Его сопровождали крейсер, два эсминца, два тральщика и два вооружённых траулера. Конвой достиг своего места назначения в полном составе.
PQ-7а состоял из двух торговых судов: панамского SS Cold Harbor и британского SS Waziristan, в сопровождении двух вооруженных траулеров. SS Waziristan был потоплен немецкой подводной лодкой U-134 2 января 1942 года.
PQ-7b состоял из девяти торговых судов под эскортом 2 эсминцев и двух вооруженных траулеров. Конвой достиг своего места назначения в полном составе.
PQ-8 В состав входило 8 грузовых судов. Его сопровождали крейсер Trinidad, два эсминца — Matabele и Somali и два тральщика. Один транспорт был торпедирован, но взят на буксир и препровождён в порт назначения. 17 января 1942 года при проводке конвоя PQ-8 в результате атаки подводной лодки U-454 был потоплен эсминец «Matabele». Это была первая потеря ВМС Великобритании при проводке конвоев в СССР.
PQ-9/10 Объединенный конвой из десяти транспортов вышел из Рейкьявика 1-го февраля. Он прошёл незамеченным немецкими самолетами и подводными лодками и благополучно прибыл в Мурманск 10 февраля.
PQ-11 В состав входило 13 грузовых судов. Его сопровождали 3 эсминца, два корвета и 4 вооруженных траулера. Конвой достиг своего места назначения в полном составе.
PQ-12 В состав входило 16 грузовых судов. Один траулер погиб при переходе, один транспорт был потоплен германской авиацией уже в порту. Его сопровождали: линейный крейсер «Ринаун» (флагман), линкор «Дьюк оф Йорк», легкий крейсер «Кения», 6 эсминцев, линкор «Король Георг V» вместе с авианосцем «Викториес», тяжелым крейсером «Бервик» и 6 эсминцами.
PQ-13 В состав входило 19 грузовых судов. Прикрытие конвоя осуществлялось несколькими группами кораблей союзников. Всего из этого конвоя благополучно дошли 14 грузовых судов, противнику удалось потопить 5 транспортов и один корабль сопровождения.
PQ-14 В состав входило 24 грузовых судов. 16 судов и 2 корабля сопровождающих были вынуждены повернуть назад в результате полученных повреждений от арктических льдов. Одно судно было потоплено немецкой подводной лодкой. 19 апреля семь судов прибыло в Мурманск.
PQ-15 В состав входило 25 грузовых судов. Его сопровождали две группы прикрытия. Три грузовых судна при переходе были потоплены.
PQ-16 В состав входило 35 грузовых судов. Его сопровождали 17 эскортных кораблей союзников, до острова Медвежий конвой прикрывала эскадра из 4 крейсеров и 3 эсминцев. Конвой достиг своего места назначения, за исключением семи потопленных судов и ещё одного, которое повернуло назад в начале похода.
PQ-17 — арктический конвой времён Второй мировой войны, печально знаменитый большими потерями. В его состав входило 35 грузовых судов. Прикрытие конвоя осуществлялось несколькими группами кораблей союзников. 22 транспорта и 2 вспомогательных судна из состава конвоя были потоплены.
PQ-18 В состав входило 39 грузовых судов, одно спасательное судно, один танкер, три минных тральщика и три танкера ВМФ. Прикрытие конвоя осуществлялось несколькими группами кораблей союзников, первый конвой в сопровождении авианосца. Противнику удалось потопить 13 транспортов. 27 транспортов доставило в Архангельск 150 тыс. тонн грузов.
Конвой PQ-18 стал последним под литером PQ.

Всего с августа 1941 года по май 1945 года в СССР было проведено 40 конвоев (хотя в периоды между июлем и сентябрём 1942 года и мартом и ноябрём 1943 года конвои не ходили). В сумме около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР. 85 торговых судов было потоплено. В арктических конвоях погибло около 3000 моряков.

Арктические конвои привезли в СССР около 4,5 млн тонн грузов, в том числе около пяти тысяч танков и семи тысяч самолетов, или 29,2% общего объема союзной помощи. В поставках оружия на долю северного пути пришлось около половины.

В ходе выполнения миссии арктических конвоев обнаружилась колоссальная разница между англичанами и русскими.
Как только в груженый английский или американский корабль попадал фашистский снаряд, команда тут же его покидала и пересаживалась на судно эскорта. Весь груз бросали на произвол судьбы. Вдобавок еще и обстреливали свой же корабль, чтобы он затонул и удовлетворенные гитлеровцы отцепились от конвоя.
inx960x640.jpg
Русские моряки вели себя прямо противоположным образом. Примером может служить борьба за теплоход «Старый большевик», участвовавший в конвое PQ-16. Судно было загружено 4 тысячами тонн взрывчатки. Когда на конвой напали немецкие мессершмитты, теплоходу изрядно досталось. На палубе начался сильнейший пожар. В любую минуту корабль мог взлететь на воздух.
Однако советские моряки не оставили судно. Героическими усилиями они погасили пожар и спасли такое необходимое вооружение. Нашим людям не приходило в голову, что оборонный груз можно бросить, ведь его ждала Красная Армия.
Арктические конвои оставили в СССР получил почти 5 млн тонн груза. Это порядка 30% всей помощи союзников за все годы войны. Груженые корабли конвоя шли по намеченному маршруту колонной. Корабли сопровождал «эскорт» — эсминцы и тральщики, которые должны были отбивать яростные атаки фашистов.

Несмотря на все усилия, потери союзников были огромны. Фашисты буквально истребляли британский флот. Со временем в конвои стали снаряжать самые старые торговые суда. Оценивая свои утраты — как финансовые, так и человеческие, — Великобритания поняла, что взялась за невероятно трудное дело.

Впервые эту мысль озвучил сэр Дадли Паунд, адмирал британского флота. Перед выходом в море очередного арктического конвоя РQ-16 он сказал, что эта миссия повисла на шее Англии тяжелым камнем.

Замечание английского морского волка не осталось незамеченным на его родине. Великобритания продолжала регулярно отправлять конвои в СССР, но между странами установились натянутые отношения, проникнутые подозрительностью.
Русско-арктические конвои PQ (и позднее — IW и RA) приковали к нашему Северу главные ударные силы германского флота, и, рассуждая объективно, они могли быть только выгодны для союзников, ибо такая расстановка морских сил противника развязывала союзникам руки для более активных действий в Атлантике, в Средиземноморье и в борьбе с японским флотом на Тихом океане. А в том, что Германия собрала возле русских коммуникаций свои главные силы, в этом не приходится сомневаться...

Возврат к списку







Слайд1.JPG

3ad8a93d69f0d23db55fddb7a3241ed2_XL.jpg
maxresdefault.jpg

2020.png