Адрес: г. Липецк, ул. 9 Мая, дом 20, 
ГБУ ДО "ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ" 
Контактный телефон (факс): 
(4742) 43-17-25 
Центр дополнительного образования Липецкой области
Новый порядок: что изменится в дополнительном образовании детей?

 

Новый порядок: что изменится в дополнительном образовании детей?


04.02.2019

Новый порядок: что изменится в дополнительном образовании детей?

С 11 декабря 2018 года педагоги дополнительного образования организуют и осуществляют образовательную деятельность в соответствии с утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации приказом от 9 ноября 2018 года N 196. В соответствии с этим аналогичный приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 признан недействительным.

Новый «Порядок» вступил в действие 11 декабря 2018 года. Надо сказать, что на первый взгляд не произошло ничего революционного: документ в основном претерпел редакторские изменения. Но есть некоторые принципиальные позиции, на которые надо обратить внимание практиков.

Статус и сфера действия документа

Приказ – нормативно-распорядительный документ, который издается в целях разрешения важных и принципиальных задач и содержит обязательные для исполнения предписания. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ!Это приказ, следовательно, он обязателен для исполнения, независимо от того, что он кому-то нравится, а кому-то не нравится, кто-то привык работать иначе и не желает перестраиваться под новые требования.

Новый приказ определяет:

  • цели осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам;
  • требования к содержанию и порядку разработки и утверждения дополнительных образовательных программ;
  • виды дополнительных образовательных программ;
  • особенности организации учебного процесса по дополнительным образовательным программам;
  • возможные формы реализации дополнительных образовательных программ;
  • требования к обновлению дополнительных образовательных программ;
  • требования к лицам, осуществляющим обучение по дополнительным профессиональным программам;
  • требования к организации учебного процесса по дополнительным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями.

Прокомментируем документ в соответствии с последовательностью заявленных в нем позиций и сравним с предыдущей версией.

На кого распространяется действие приказа?

Приказу должны следовать организации, которые осуществляют лицензионную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ, а именно:

  • организации дополнительного образования, дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, организации высшего образования (ФЗ №273, ст. 23, п. 4),
  • индивидуальные предприниматели (ФЗ №273, ст. 32).

Сюда включены и организации, которые реализуют дополнительное образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов. И это положение чрезвычайно важно для педагогов дополнительного образования, которые работают в инклюзивной среде, с разными детьми.

Инклюзивный потенциал дополнительного образования детей

Понятие «инклюзивное образование» в ФЗ-273 трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». (ФЗ №273 – ст. 2, п. 27). В детском творческом объединении дополнительного образования в составе одного коллектива могут быть дети одаренные, с низкими способностями, имеющие физические недостатки, дети разного возраста.

А дополнительное образование детей:

  • предназначено для создания пространства самоопределения (самопознания, самоидентификации, саморазвития) учащихся в эмоционально комфортных для них условиях;
  • создает позитивно-конструктивный стиль отношения к детям, независимо от их способностей, физических, умственных, материальных и иных возможностей;
  • всегда организует деятельность с учетом особых индивидуальных особенностей и потребностей детей;
  • обеспечивает каждому ребенку открытую перспективу для добровольного выбора формы проведения своего свободного времени.

Для обеспечения «равного доступа к образованию» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с особыми возможностями здоровья, создаются специальные условия. «Под специальными условиями понимаются такие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ». В перечне этих условий физическая доступность помещения стоит на последнем месте. Доступность обучения, воспитания и развития детей с особыми возможностями здоровья обеспечивается за счет использования «специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий», возможно также предоставление услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий (ФЗ № 273, ст. 79, п. 3).

Дополнительное образование, в отличие от общего, наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды, что обусловлено самой его спецификой:

  • меньшая, чем в общем образовании, наполняемость группы[1];
  • практико-ориентированный характер обучения;
  • ориентация образовательного процесса не на «среднего ученика», как в школе, а на личные потребности и возможности каждого учащегося;
  • возможность учащегося максимально сконцентрироваться на любимом деле;
  • отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с необходимостью выполнения образовательных стандартов.

Новый “Порядок” определяет, что для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность (п.19):

  • организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся;
  • создают специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;
  • могут увеличивать сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;
  • могут уменьшать численный состав[2] объединения при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов (п.21).

Доступность образовательной среды дополнительного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов включает в себя:

  • физическую доступность (возможность дойти туда, куда хотите);
  • доступность содержания образовательных программ (наличие адаптивного программного обеспечения и возможность выбрать то, что хотите делать согласно вашим интересам);
  • доступность информации (возможность иметь необходимую информацию);
  • социальную доступность (принимают ли вас находящиеся вокруг люди, общаются ли с вами наравне, комфортно ли вам находиться среди сверстников);
  • финансовую доступность (наличие у вас необходимых средств для удовлетворения ваших потребностей, возможность удовлетворить материальные потребности).

Содержание дополнительного образования детей и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой (ФЗ №273 – ст.79, ч.1), для реализации которой могут привлекаться специалисты в области коррекционной педагогики и педагогические работники, освоившие соответствующую программу профессиональной переподготовки (п.22), а также сурдопереводчики и тифлосурдопереводчики (п.22).

Напомним, что Министерством образования и науки РФ разработаны «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09.

«Возможности дополнительного образования в реализации принципов инклюзивного образования безграничны. Обычная школа, ориентированная на формальные достижения учеников и оценки по предметам, настойчиво оспаривает успех инклюзивной практики. Неготовность среды, учителей, сопротивление родителей – все является причиной несостоятельности процесса развития инклюзивного образования. Главный вопрос ‒ уровень академических результатов и освоения образовательной программы. Программы дополнительного образования ориентированы на развитие личности и творческого потенциала ребенка, иногда на коллективный результат, который достигается через разнообразие дарований детей»[3].

Организация инклюзивного образования в системе дополнительного образования – проблема, требующая особой проработки, несмотря на то, что новый «Порядок» так много внимания уделяет работе именно с особыми детьми. «Доступность дополнительных общеобразовательных программ» относится к числу проблем, актуальность которых не утрачивает своего значения и нуждается в тщательной проработке механизмов реализации, прежде всего, для того, чтобы иметь возможность каждого учащегося включить в образовательный процесс вне зависимости от того, имеет он уникальные опережающие способности или функциональные и иные ограничения. Сегодня не ясны и не проработаны не только методические, но и организационные вопросы.

Целевые ориентиры дополнительного образования детей

В новом «Порядке» перечислены основные целевые ориентиры деятельности по дополнительным общеобразовательным программам:

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся[4];
  • выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • профессиональная ориентация обучающихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
  • подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
  • социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры обучающихся;
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Именно с учетом этих направлений необходимо обновлять содержание дополнительных общеобразовательных программ. Правда, по каким-то причинам из данного перечня, в сравнении с предыдущим приказом, исключено такое направление, как укрепление здоровья учащихся…

Дополнительная общеобразовательная программа

В новом документе сохранено положение, соответствующее ФЗ №273 ст.75, п. 4: «Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями» (п.5).

Таким образом, за содержание и качество реализуемых дополнительных общеобразовательных программ по-прежнему отвечает образовательная организация, которая самостоятельно разрабатывает и утверждает эти программы. Никакого дополнительного согласования, рецензирования и экспертизы не требуется.

Но особо обратим внимание на позицию, которую наверняка не заметит большинство педагогов. Новый “Порядок” конкретизировал требования к дополнительной общеобразовательной программе, подчеркнув, что они «формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона об образовании» (п.5).

Уже шесть лет система образования развивается в контексте положений ФЗ №273. Понадобилось много времени на осмысление концептуальных законодательных положений, в частности, на понимание места и новой роли «образовательной программы» в системе образования. ФЗ №273 впервые законодательно закрепил и дал прямое нормативное определение этого понятия.

Напомним: «Образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (ФЗ №273, ст.2, п.9).

Если понятие «образовательная программа» закрепляется законодательно, то все разрабатываемые образовательные программы должны вписываться в законодательно установленные рамки, то есть должны в своей структуре содержать обозначенные элементы:

  • объем,
  • содержание,
  • планируемые результаты,
  • организационно-педагогические условия,
  • формы аттестации,
  • учебный план,
  • календарный учебный график,
  • рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
  • оценочные материалы,
  • методические материалы,
  • иные компоненты.

В противном случае, при отсутствии каких-либо из перечисленных элементов, документ не может называться «образовательной программой».

Исходя из сказанного, структура дополнительной общеобразовательной программы может выглядеть следующим образом:

  1. Пояснительная записка (характеристика программы), включающая в себя направленность, уровень, актуальность, цель и задачи программы; учащиесядля которой программа актуальна; формы и режим занятий по программеобъем и срок реализации программы.
  2. Содержание программы (учебный (тематический) план и его содержание).
  3. Планируемые результаты, формы аттестации и оценочные материалы.
  4. Организационно-педагогические условия реализации программы (методические, информационные, материально-технические и другие условия, календарный учебный график)
  5. Иные компоненты программы (по усмотрению руководителя образовательной организации или педагога).

Особого внимания требует разъяснение позиции «рабочие программы», так как именно перенос «школьной» истории в дополнительное образование вносит путаницу. В общем (школьном) образовании ФЗ №273 и ФГОС ввел 2 категории образовательных программ:

  • основные образовательные программы, которые разрабатываются для каждого уровня образования;
  • рабочие программы предметов, курсов, дисциплин, которые входят в состав основной образовательной программы.

В дополнительном образовании нет уровней образования (ФЗ №273 – ст.2, п.14), следовательно, нет и не может быть основных образовательных программ, так как «в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы» (ФЗ №273 – ст.12, п.2). А в дополнительном образовании реализуются дополнительные образовательные программы (ФЗ №273 – ст.12, п.2), которые подразделяются на дополнительные профессиональные и дополнительные общеобразовательные программы.

И только лишь в том случае, если дополнительная общеобразовательная программа комплексная, имеет в своем составе несколько предметов, курсов, дисциплин (модулей), то как раз эти предметы, курсы и дисциплины могут условно называться «рабочими», при этом ни в одном документе нормативно такая ситуация не закреплена.

Например, если дополнительная общеобразовательная программа «Театральная студия» включает в себя предметы: «Сценическая речь», «Сценическое движение», «Актерское мастерство», «Искусство постановки спектакля» и др., то именно эти программы и будут называться «РАБОЧИМИ», которые входят в состав дополнительной общеобразовательной программы.

Следовательно, структура дополнительной общеобразовательной программы должна быть переформатирована под требования законодательства, на что мы неоднократно указывали. Многие образовательные организации и сегодня игнорируют законодательно установленные требования, продолжая разрабатывать программы по привычным шаблонам.

Поэтому проработка вопроса о дополнительной образовательной программе, которую образовательная организация должна разработать и утвердить самостоятельно, не имея типовых и примерных программ, остается актуальной.

Информационная открытость образовательной организации

Образовательная организация в целях обеспечения информационной открытости размещает на своем официальном сайте копии реализуемых образовательных программ (ФЗ №273 – ст.29, п.1, пп. в).

Эти положения Федерального закона разъясняются в Постановлении Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» (п. 3а). То есть образовательная организация обязана разместить на своем официальном сайте реализуемые дополнительные общеобразовательные программы, которые приведены в соответствие с требованиями нового «Порядка».

Следует помнить о том, что обновление информации на сайте должно осуществляться в течение 10 рабочих дней после ее изменения (п. 6 «Правила»).

Если по каким-либо причинам образовательная организация не обновила информацию, то это может быть истолковано как несвоевременное предоставление информации, за что для руководителя данной организации предусмотрен административный штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 5.39).

На сайте также должны быть размещены и локальные нормативные акты по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности (ФЗ №273, ст.29, п.2, подпункт д). Это могут быть: «Положение о порядке разработки, оформления и утверждения дополнительной общеобразовательной программы», «Положение о порядке реализации дополнительных общеобразовательных программ» и др.

Следовательно, необходимо привести в соответствие с требованиями «Порядка» и иные локальные нормативные акты, регламентирующие организацию и осуществление деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (например, «Положение о дополнительных платных образовательных услугах»).

Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ

В соответствии с новым «Порядком» образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность:

  • могут реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (Порядок – п.6);
  • организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее – объединения), а также индивидуально (Порядок – п.7);
  • проводят аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия (Порядок – п.17) в объединениях (по группам, индивидуально или всем составом объединения); в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать их родители (законные представители) (Порядок – п.16);
  • реализуют дополнительные общеобразовательные программы различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической) (Порядок – п.9);
  • осуществляют обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами организации (ФЗ №273 – ст.34, часть 1, п.3) (Порядок – п.8);
  • определяют в соответствии с локальным нормативным актом своей организации количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении, которые зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ (п.9);
  • ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (п.11);
  • для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся составляют расписание занятий объединения по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся (п.13);
  • могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей) (п.14).

В новом «Порядке» обращено внимание на право каждого учащегося заниматься в нескольких объединениях и переходить в процессе обучения из одного объединения в другое (п.9), что, на наш взгляд, в условиях введения нового механизма финансирования и электронного учета занятости детей в дополнительном образовании, осуществить затруднительно. Данная позиция требует отдельной проработки и разъяснений по применению в практике.

Финальное положение «Порядка» уточняет предыдущую версию приказа: теперь «организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут на договорной основе оказывать услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой деятельности обучающихся педагогическим коллективам других образовательных организаций, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям» (п.24).

Формы реализации дополнительных общеобразовательных программ

Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность:

  • как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации (ФЗ №273 – ч.1, ст.13) (п.10);
  • в форме организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий[5] (ФЗ №273 – ч.3, ст.13), пункт 10 «Порядка».

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно определяют формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам – ФЗ №273, ст. 17, ч. 5 – «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (ФЗ №273 ч. 4 ст. 17) (п. 9 «Порядка»), «определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся» (п.18).

Особую актуальность в современной ситуации (при очевидной не проработанности) приобретают положения об использовании дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Так, в п.10 нового «Порядка» отмечено, что «при разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816».

И, конечно, для детей «с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов организациями, осуществляющими образовательную деятельность, педагогами обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде» (п.23).

Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ

В п.15 нового «Порядка» отмечено, что «педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) (п.3.1 – Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. № 298н) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе привлекать к реализации дополнительных общеобразовательных программ лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками» (п. 9 р. 1 – Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н с изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.).

Таким образом, «Порядком» установлено право образовательной организации привлекать к реализации дополнительных общеобразовательных программ лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» (п. 15).

Очевидно, что данный пункт «Порядка», хоть и «нравится» руководителям образовательных организаций, противоречит положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающим право на занятие педагогической деятельностью исключительно для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование (ФЗ №273 – ст.46, п.1). А в тех случаях, когда положения подзаконных нормативных правовых актов России, регулирующих отношения в сфере образования (в нашем случае – это «Порядок», подзаконный акт), противоречат нормам Федерального закона, имеющего высшую юридическую силу, приоритетно применяются нормы закона (ФЗ №273 ст. 4, п. 5).

Законы являются обязательными и выполняются как гражданами страны, так и всеми государственными инстанциями. Иерархия законодательной базы создана именно для того, чтобы постановления, указы, приказы дополняли и разъясняли уже имеющиеся законы. Что же касается высшей юридической силы, то она дается для того, чтобы последующие законодательные акты не могли противоречить уже имеющимся законодательным нормам. Иначе это внесет и в судебную систему, и в практику суматоху и массу непонятных ситуаций.

Поэтому руководителям образовательных организаций нужно быть предельно внимательными и ответственно относиться к тому, чтобы их деятельность всецело соответствовала законодательной базе нашей страны.

Привлечение к педагогической деятельности лиц, не имеющих высшего или среднего профессионального образования, является грубым нарушением лицензионных требований (см. «Положение о лицензировании образовательной деятельности», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966 (ред. от 29.11.2018 г.), п. 6д), за что, в соответствии со ст.19.20 п.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) предусмотрен штраф:

  • для руководителя (как должностного лица) административный штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей;
  • для образовательной организации (как юридического лица) административный штраф от 150 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Даже если руководитель образовательной организации испытывает дефицит педагогических кадров, в данной ситуации ему нужно быть осмотрительным и понимать все риски, которые могут в этой связи возникнуть.

В заключение подчеркнем, что дополнительное образование сегодня – значимая и полноправная часть российской образовательной системы, требующая внимания не меньшего, чем дошкольное, общее или профессиональное. Это то пространство, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив тем самым права детей на интеллектуально-творческое развитие и профессиональное самоопределение в соответствии с их возможностями, способностями и интересами.

Проведенный анализ нового документа Министерства просвещения Российской Федерации выявляет неоднозначность ситуации в дополнительном образовании, требует детальной проработки ряда позиций и четких рекомендаций для практической реализации предъявленных для выполнения положений. Хотелось бы, чтобы законодатель устранил имеющиеся противоречия и предложил конкретные механизмы осуществления образовательной деятельности  по дополнительным общеобразовательным программам.

Впереди серьезная работа, но внимание законодательной власти к вопросу, который всё ещё находится на периферии общественного сознания, вселяет уверенность в том, что в дополнительном образовании детей начинается новый этап развития.

Литература

  1. Алехина С.В., Ананьев И.В. Доступность образовательной среды в сфере дополнительного образования. //Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию. Электронный ресурс: http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=462
  2. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие. – М., 2015.
  3. Буйлова Л.Н. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: как попасть в правовое поле? // ПроДОД (информационно-методический журнал). 2016. № 1 [Электронный ресурс] – Режим доступа http://prodod.moscow/2016/01/15/дополнительная-общеобразовательная/ (18.08.2016)
  4. Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных программ // Практика административной работы в школе. 2016. № 4. С.61-67.
  5. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации. Методическое пособие. – М., 2016.
  6. Буйлова Л.Н., Чернов С.В. В преддверии введения профстандарта педагога дополнительного образования//Управление начальной школой. 2016. № 2. С.4-11. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://e.nshkoli.ru/article.aspx?aid=440256
  7. “Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)
  8. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
  10. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 “Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
  11. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 г. № 273 с изменениями и дополнениями от 25 декабря 2018 г.

[1] П. 9 – Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

[2] Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства.  (п.21).

[3] Алехина С. В. Инклюзия – реальность дополнительного образования. Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2013. Т. 2. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://додмск.рф (Дата обращения 20.03.2013).

[4] Обратите внимание, что в соответствии с ФЗ № 273, ст.: 33, п. 1, п.п. 2 учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;

[5] Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается (ФЗ №273, ч.9 ст.13).

Источник: http://prodod.moscow/archives/11154